Колёса со спицами
Честь изобретения классических колесниц с колесами на спицах принадлежит индоевропейским племенам, кочевавшим на юге России.
Колесная повозка (III в. до н. э.) |
Древнейшая известная ученым колесница классического типа обнаружена в районе Кривого Озера (Челябинская обл.) и датируется 2000 г до н. э. Арийские племена хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах. Фундаментальное изобретение ариев– боевая двухколесная колесница – стала причиной массовых миграций арийских народов в XVIII–XVI вв. до н. э. В то время они заняли значительную часть Ближнего и Среднего Востока и даже достигли Китая.
Постепенно умение делать колеса со спицами распространялось практически по всему миру. Долгое время колесница оставалась самым быстрым средством передвижения. В то же время ее проходимость (особенно при движении галопом, когда попавший под колесо камень мог выбросить экипаж или вообще развалить коляску) была неудовлетворительной, и всадник в движении имел лучшие возможности для ведения боя. Тем не менее, именно колесницы, действующие наездом, составляли главную силу армий до середины 1-го тысячелетия до н. э. Самой крупной колесничной битвой в истории считается Битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян и хеттов2 участвовало 5 тыс. колесниц.
Пока колесницы сохраняли главенствующее положение на поле боя, их постоянно стремились совершенствовать. В ХIV в. до н. э. хетты ввели в экипаж третьего человека, – щитоносца, поэтому при стрельбе с остановок лучник и возница оказывались защищенными. В первой половине 1-го тысячелетия до н. э. ассирийцы на ступицах колес трехместных колесниц стали устанавливать ножи – так появились «серпоносные» колесницы. Серпы оказывали на противника сильное моральное воздействие и увеличивали протяженность фронта, на котором пехота поражалась наездом. Наконец, в V в. до н. э. в Персии колесницы достигли предела своего развития: в дополнение к установке серпов персы стали защищать лошадей броней. Колесницы эпохи Древнего мира представляли собой дорогостоящие и высокотехнологичные изделия. В Ассирии имелся царский завод по производству колесниц, причем стратегические материалы (металлы и дерево разных пород) свозились со всего известного ассирийцам мира. Только ценой подобных затрат удавалось сочетать прочность конструкции с ее легкостью.
Колесницы хеттов (2-е тысячелетие до н. э.)
Двухколесные колесницы в эпоху Древнего мира получили широкое распространение. Они служили не только для военных целей, но и для передачи сообщений, быстрого транспортирования, соревнований и охоты. В них запрягали исключительно лошадей. Важнейшим элементом конструкции, естественно, были колеса. Со второй половины 2-го тысячелетия до н. э. известны колесные ободья из меди и бронзы. Цельнолитые бронзовые колеса с четырьмя или восемью спицами появились в начале 1-го тысячелетия до н. э. Тогда же начали использовать железные ободья.
По представлениям древних греков, колесницы богов должны были быть богато украшены металлами. Вот как описывает колесницу главной богини Геры в «Илиаде» великий Гомер:
Тотчас сама устремилась коней запрягать златосбруйных
Дочерь великого Крона, богиня старейшая Гера.
Геба ж с боков колесницы набросила гнутые круги
Медных колес восьмиспичных, ходящих по оси железной.
Ободы их – золотые, нетленные, сверху которых
Плотные медные шины наложены, диво для взора!