Северная волна


 

После волны нашествий, пришедшей в V–VIII вв. из глубин Евразии, последовала вторая волна – на этот раз с Севера Европы. В Скандинавии было создано мореходное судно нового типа с 40–70 гребцами и прямоугольным парусом.

Отличительным качеством новых кораблей было то, что они могли с одинаковым успехом преодолевать моря и подниматься по рекам, их можно было перетаскивать волоком через водоразделы и речные пороги. Корабли обладали удивительной манёвренностью: строгая симметрия носовой и кормовой части судов по отношению к оси мачты позволяла им не разворачиваясь передвигаться и вперед и назад.

Быстрому развитию кораблестроения способствовали изобилие дерева корабельных пород и наличие развитой металлургии железа. Высокое качество железа и стали позволяло скандинавам иметь отличный плотницкий инструмент: топоры, пилы, ножовки, тесла, струги, буравы, коловороты. Большой прямоугольный парус делали из двойной грубой шерстяной ткани или двойного льняного полотна.

Боевые топоры викингов

Викинги-корабелы не распиливали брёвна на доски, а расщепляли стволы вдоль волокон специальными клиньями. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до 30 см. Получались длинные тонкие и гибкие планки, сохранявшие естественную прочность дерева. Это позволяло придать корпусу судна свойство эластичности, позволяющей ему выдерживать нагрузки во время штормов.

ПОДЕЛИСЬ ИНТЕРЕСНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ